Континент Сибирь, Новосибирск,
25 декабря 2009 г.
Скользкие взаимоотношения
1776 просмотров
В сфере страхования эффект воздействия кризиса оказался отложенным. Начиная с конца 2008 года объем взносов, которые собирали страховщики, неуклонно сокращается, тогда как объем выплат постоянно растет. Подобные «ножницы» приводят к массе проблем и рождают конфликтные ситуации. Это и увеличение количества жалоб со стороны страхователей на действия страховщиков, и разборки между самими участниками рынка — страховыми компаниями и брокерами.
Письмо за справедливость
Не так давно в редакции сибирских газет было разослано письмо, подписанное директором брокерской компании «Сибирские брокеры и консультанты» Олегом Поповым. «Сегодня в России страховые компании творят беспредел по отношению к своим клиентам (страхователям), и государство этому способствует», — заявляет Олег Попов. (С полным текстом открытого письма можно ознакомиться на бизнес-портале www.ksonline.ru.) По словам Попова, он занимается страховым брокериджем уже девятый год, и ни разу до сих пор отношения страховщиков и их клиентов не накалялись до такой степени, как сегодня. Это связано как с отзывом лицензий у ряда ведущих игроков на региональном рынке ОСАГО и каско — таких как АСОПО, РАСО, — так и с тем, что в последнее время страховые компании преднамеренно затягивают выплату возмещений. Чаще всего речь идет об автостраховании.
«По нашей статистике, у многих страховщиков по итогам 9 месяцев текущего года выплаты превышают сборы, а если к выплатам приплюсовать еще и расходы на ведение дела, то становится очевидно, что ситуация для большинства страховых компаний сегодня достаточно плачевна, и они стараются ее выправить за счет клиента (см. таблицу), — говорит Олег Попов. — В кулуарных разговорах страховщики сами признаются, что им выгодно выплатить по 10 тысяч рублей 10 клиентам и отказать одному по 2 млн — для того, чтобы судиться с ним, через год все-таки произвести выплату, но за это время отбить эти деньги. Например, к нам около года назад обратился за консультацией клиент — представитель компании «Агроресурсы». Он судился с Московской страховой компанией, которая не выплачивает возмещение по убытку по страхованию имущества в 100 млн рублей, несмотря на то что компания «Агроресурсы» выиграла у них уже второй суд». (По делу МСК, согласно информации, размещенной на сайте арбитражного суда Новосибирской области, 22.10.2009 решение было отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию, т. е. окончательного результата еще нет.) Вообще отношение страховщиков к клиентам существенно изменилось после того, как во II квартале 2008 года Верховный суд РФ постановил, что закон о защите прав потребителей нельзя применять к договорам страхования. До этого, если суд признавал, что страховая компания необоснованно отказала в выплате, то он был обязан наложить на нее штраф на 50% от суммы в пользу государства. Поэтому страховщики часто в первый день заседания подписывали мировые со своими клиентами.
Как договоришься
Большие проблемы возникают и с оценкой ущерба, которая проводится «по договоренности сторон». «Если клиент не принимает оценщика компании, то страховщик заявляет, что они не договорились, и на этом основании откладывает выплату. Весной текущего года «АльфаСтрахование» отказало в выплате нашему клиенту, посчитав скол на лобовом стекле естественным износом автомобиля. По этому делу мы судимся до сих пор. Интересный случай произошел и с ОСАО «Россия». Нашей клиентке было отказано в выплате из-за того, что агент, продавший ей полис, украл его у компании, — перечисляет Олег Попов. — А в последнее время на рынке появилась еще одна тенденция. Оценивая ущерб по ДТП, страховщики автоматически вычитают из него 5–10 тысяч рублей, надеясь, что из-за такой суммы люди не пойдут в суды. Для крупных компаний, работающих с большим количеством клиентов, экономия получается неплохая. Мы сталкивались с занижением выплат по ОСАГО по ряду страховых случаев». В качестве примеров Олег Попов назвал три компании: РГС, АльфаСтрахование и Росстрах.
Впрочем, документы, подтверждающие названные факты, автор письма в редакцию так и не предоставил.
Ответная реакция
«КС» отправил запрос на комментарий в компании и организации, о нарушениях которых рассказывал брокер. Официальные ответы пришли из нескольких источников.
Директор Новосибирского филиала ОАО «МСК» Екатерина Малявко заявила, что «предоставленная брокером информация не соответствует действительности и является заведомо неполной. На данный момент никаких вступивших в законную силу решений суда нет, дело будет рассматриваться арбитражным судом Новосибирской области в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах действия Олега Попова можно расценивать как попытку повлиять на независимость судьи, рассматривающего дело».
«Заявления о том, что страховщик занижает выплаты, похожи на манипуляции страхователями, а также непонимание закона об ОСАГО либо использование его в своих целях, — говорит гендиректор ООО «Росгосстрах-Сибирь» Вадим Федоров. — Страховщик по закону не может платить возмещение без учета износа машины. На автомобиль старше двух–трех лет нельзя поставить новые детали — по страховке это могут быть только запчасти сопоставимого возраста. Если клиент все-таки хочет новый, к примеру, бампер, то он должен заплатить разницу из своего кармана. Кроме того, у каждой страховой компании свои взаимоотношения и расценки по нормочасам для оплаты услуг автомастерских. Если клиент выбирает авторемонт на дорогой СТО, то разницу он также оплачивает самостоятельно. Многие не понимают этих нюансов, и тогда возникают слухи о недоплатах страховщиков. У автовладельцев — страхователей ОСАГО есть возможность получить обстоятельное разъяснение и при несогласии обратиться в регулирующие надзорные органы или в суд».
Директор дирекции ОАО «Росстрах» Сергей Окольздаев заявил «КС», что до настоящего момента Олег Попов ни с какими претензиями в компанию не обращался. Более того, в «Росстрахе» не видели ни одного документа, подтверждающего его слова. «Фраза «занижают выплаты по ОСАГО» вообще является необоснованной, поскольку ни одна выплата не производится без экспертизы. Если человек хочет получить 120 тыс. рублей, а эксперт оценил убыток в 5 тыс., то выплатить заявленную сумму мы никак не сможем, — говорит собеседник «КС». — Работая с «Сибирскими брокерами», мы сталкивались с ситуацией, когда в процессе урегулирования убытков юрист брокера начинал произвольно рассылать жалобы во всевозможные инстанции, не имея доверенности на представление интересов клиента. Примечательно, что с ничего не подозревающего человека потом требовали деньги якобы за оказанные юридические услуги. Кстати, ранее г-н Попов работал в ОАО «Росстрах», руководил дочерним предприятием ЗАО «Росстрах-Кыргызстан». Но трудовые отношения с ним были прекращены. Потом он возглавлял филиал «Северо-Западной страховой компании», занимаясь реализацией их полисов через «Сибирских брокеров». Вскоре после этого филиал «СЗСК» в Новосибирске закрылся, а потом данная компания и вовсе ушла с рынка. Интересная история была и с продажей полисов СК «Росинвест». В настоящее время в стадии исполнительного производства находится наш иск к г-ну Попову о взыскании с него задолженности в сумме 193 тыс. рублей».
В ФССН «КС» заявили: «Инспекция не намерена заниматься пикировкой с компанией «Сибирские брокеры и консультанты». Прочие участники рынка, чьи имена фигурируют в перечне брокера, и те, кто избежал упоминания в этом списке, настойчиво и единодушно советовали корреспонденту «КС» не связываться с компанией, которая пользуется неоднозначной репутацией на страховом рынке региона.
«Практика показывает, что этот страховой брокер является лакмусовой бумажкой рынка. Замечено, что часто после того, как он берется за продажу полисов какой-то страховой компании, она по странному стечению обстоятельств начинает испытывать серьезные проблемы, — заявил «КС» руководитель одной из страховых компаний, пожелавший остаться неизвестным. — Так было с «Северо-Западной Страховой компанией», «Генеральным страховым альянсом», АСОПО, «Гранитом», «Городской страховой компанией». (У всех, кроме последней, отозваны лицензии. — «КС») Не исключаю, что в данной ситуации брокер представил в СМИ подборку дел, где действительно могут быть виноваты страховщики — специально или непреднамеренно. Между тем каждая из работающих на рынке компаний могла бы вам представить контраргументы в виде десятка дел, где деятельность СБК сложно назвать добросовестной. Вполне возможно, что слухи о том, будто бы в одном из районов города сейчас предпринимается очередная попытка привлечь компанию «Страховые брокеры и консультанты» к уголовной ответственности по факту мошенничества, заслуживают внимания. (Найти подтверждение тому, что в отношении руководства компании возбуждено уголовное дело, не удалось. — «КС»). Деятельность брокера также неоднократно обсуждалась на заседаниях СМАС. В итоге было принято негласное решение не давать никаких комментариев в СМИ, чтобы это не выглядело как попытка оправдания. Точку или многоточие во взаимоотношениях страховщиков и брокера должен поставить суд».
Профессионалы не могут договориться
Директор Новосибирского филиала компании «Спасские ворота» Андрей Черников заявил «КС», что принципиально не работает ни с кем из прослойки страховых посредников, именующих себя страховыми брокерами. По его словам, за все годы развития страхового рынка этот институт в России не стал достойным продолжателем традиций Старого и Нового света, где он работает столетиями. «Менталитет — в первую очередь руководителей данных организаций (который прослеживается с самой первой встречи) — ведет к деятельности, связанной с политикой рвачества и со страхователя, и со страховой компании, затем к подлогу документов, абсолютной безответственности, нередко к шантажу обеих сторон (страхователя и страховщика) вместо достойного представления интересов и поиска компромиссов. Доллары, и еще раз доллары — в глазах у этих людей вместо голубого неба и яркого солнца, — говорит собеседник «КС». — Лично моя позиция к так называемым «брокерам» очень жесткая, и она им известна. Очень надеюсь, что действительный институт страховых брокеров сможет сформироваться в нашей стране в ближайшее время в соответствии с принципами честного и добропорядочного ведения бизнеса».
«Смысл письма, которое Попов разослал в СМИ, а также его комментариев по ситуации в отрасли понятен: он явно хочет нам сказать, что только страховые брокеры в эти нелегкие дни заботятся о бедных страхователях. Ну-ну… Только вот хотелось бы еще несколько слов добавить в довесок, — комментирует ситуацию гендиректор «Агентства страховых споров» Максим Седов. — Конечно, страховые компании нередко нарушают права страхователей — это известный факт. Но не стоит сгущать краски: это происходит не поголовно со всеми, и клиентов, довольных своим страховщиком, немало. Другое дело — компании, которые, продавая полис, заведомо не собираются выплачивать по нему. Самый первый признак такой компании — огромные, просто баснословные вознаграждения, которые получает посредник (брокер или агент) за продажу страховок этой компании. Стоит только компании предложить агенту в два раза больше, чем предлагают в среднем по рынку, — и тот, забросив все свои дела, бросается зарабатывать легкие деньги. И тем самым наводняет страховой рынок полисами компаний-однодневок, за которыми нет никакого обеспечения. И вот эти самые посредники чаще всего виноваты в возникновении тех проблем, о которых говорит господин Попов. Как говорили латиняне, sapienti sat (разумному достаточно)…»
Юлия ДАНИЛОВА
Вся пресса за 25 декабря 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Брокеры, Маркетинг, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
14 января 2025 г.
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 14 января 2025 г.
Банк России рассказал об изменениях в сфере финансов
|
|
korins.ru, 14 января 2025 г.
Больше тысячи транспортных средств застраховано по ОСГОП на новых территориях с начала года
|
|
Финмаркет, 14 января 2025 г.
ЦБ: за 9 месяцев 2024 г. сборы страховщиков по ОСОПО выросли на 23,7%, выплаты - на 12,2%
|
|
Вечерняя Казань, 14 января 2025 г.
Доступность хирургических операций и ЭКО повысили в рамках ОМС на 2025 год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Климатические изменения обошлись страховщикам в $600 млрд за последние два десятилетия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Страховщики возвращаются в Калифорнию после опустошительных пожаров 2018 года
|
|
Камчатка, ИА, 14 января 2025 г.
Камчатским водителям напомнят о замене ОСАГО через Госуслуги, СМС и электронную почту
|
|
РИА Новости, 14 января 2025 г.
Скончавшийся в Таиланде чиновник мэрии Владивостока был застрахован
|
|
Петербургский дневник, 14 января 2025 г.
В Петербурге более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на перевозку пассажиров легковым такси
|
|
Право.Ru, 14 января 2025 г.
ВС определит пределы страхового случая
|
|
РЕН-ТВ, 14 января 2025 г.
Воронежские мошенники заработали 2,5 млн рублей на «липовых» ДТП
|
|
Комсомольская правда-Вологда, 14 января 2025 г.
Под суд попал вологжанин, разъезжавший с поддельным ОСАГО
|
|
kazanfirst.ru, 14 января 2025 г.
Как с полисом ОМС получить бесплатную помощь в частных клиниках Казани
|
|
Вечерний Петербург, 14 января 2025 г.
Более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на работу в качестве такси
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 14 января 2025 г.
Страховые компании перечислили свердловчанам 20 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 14 января 2025 г.
В Азербайджане выплаты в рамках аграрного страхования в 2024 году выросли почти в 1,5 раза
|
|
РИА56, Оренбург, 14 января 2025 г.
Страховым компаниям могут обязать рассылку водителям об окончании срока действия ОСАГО
|
 Остальные материалы за 14 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|